От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Квалификация в «королевских гонках» выявляет не только самых быстрых, но и самых хитрых, что мы и увидели в минувшие выходные в Монце. Вышедшие в третий сегмент пилоты настолько хотели перехитрить остальных, что погубили сами себя, не успев начать последнюю попытку до истечения времени третьего сегмента.

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Гран-при Италии. Леклер выиграл квалификацию

После итальянского хаоса некоторые задались вопросом, тесно к теме которого последний раз возвращались в 2016-м: нормально ли работает нынешний квалификационный формат и как к такому варианту пришли в «Формуле-1»? Вспоминаем и разбираем весь маршрут серии — от привычного к давно забытому.

В три фазы (2006 — наши дни)

Нынешняя система была введена в 2006 году и, в отличие от предшественниц, приковывала внимание зрителей на весь час, а также позволяла гонщикам не наматывать лишние круги. Она всегда включала в себя три сегмента, однако вплоть до 2010-го все было завязано на топливе.

Финальная десятка обязана была выезжать на свои попытки с наполненными на стартовый гоночный отрезок баками. Тут и начинались танцы с бубном: по сложной системе потраченное в Q3 количество топлива возмещали перед началом гонки. Поэтому пилоты в третьем сегменте занимались «выжиганием» этого самого горючего для получения большего его количества в воскресенье. Данная история закончилась в конце 2007-го, однако решение следующего сезона не до конца поменяло ситуацию.

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Фото: © Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

«Компенсацию» отменили, но результаты все равно во многом зависели от количества топлива в баках. Проблема ушла после введения запрета на дозаправки в 2010 году — сейчас на поуле и правда оказывается самый быстрый, а не самый хитрый. Но в этом и кроется один из недостатков системы на выбывание: отсутствие смешанной стартовой решетки. Сниженный фактор шоу и сюрпризов дает о себе знать, несмотря на приковывающие взгляды напряженные первые два сегмента.

На выбывание (начало 2016-го)

Тот момент, когда из благих намерений попытались сделать лучше, а получилось, как всегда. К неплохо работающей «трехсегментной» системе добавили элемент соревнования на выбывание. Идея заключалась в исключении самого медленного через каждые 90 секунд, отсчет которых начинался за несколько минут до конца сегментов. В «Формуле-1» хотели таким образом добавить зрелищности и эффекта неожиданности, однако вышло все наоборот.

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Фото: © Lars Baron / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Формат был неоднократно подвергнут критике и задержался в серии всего лишь на первые две гонки сезона-2016. Командам гораздо важнее было экономить резину, поэтому и выбывали чаще не медленные, а более запасливые жертвы шинных ограничений.

Одна попытка (2003 — 2005)

Квалификацию поделили на две части. Сначала гонщики проезжали по одному быстрому кругу в пятницу, и по результатом заездов формировался субботний список: самый быстрый ехал последним, самый медленный — первым. Пилоты квалифицировались с уже наполненными на гонку баками, поэтому формирование стартовой решетки проходило не всегда по ожидаемым планам.

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Фото: © Clive Rose / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В 2004-м формат претерпел изменения. Во-первых, вся процедура стала проходить в субботу. Во-вторых, стартовый порядок в первом заезде определялся по итогам предыдущей гонки. Из-за такой близости сессий друг к другу результаты стали еще более зависимыми от внешних влияний — будь то дождь или смена температуры. Пилоты специально симулировали проблемы, чтобы в основной части квалификации ехать одними из первых. На следующий сезон в «Ф-1» придумали снова разделить оба действа на два дня: субботу — с почти пустыми баками, и воскресенье — с заполненными на гонку. Времена сессий было решено суммировать. В основном стартовая решетка определялась по временам субботы, поэтому воскресные заезды посчитали неэффективными и убрали после шести этапов.

В первых попытках некоторые гонщики экономили резину и оставались в боксах ради более выгодных условий, что не гарантировало поул реально самому быстрому. Однако зрители могли наблюдать за каждым участником квалификации, тогда как в нынешнем формате все внимание приковано к лидерам.

Ожидание фаворитов (1996 — 2002)

Тот случай, когда квалификацию можно было включать ближе к концу. Суммарно гонщики могли проехать всего 12 кругов, и последние минуты могли быть очень напряженными. Однако был один существенный недостаток…

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Фото: © Michael Cooper / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В течение первых 40-50 минут большинство топовых пилотов оставалось в боксах, а по трассе ездили команды типа «Минарди», очищавшие траекторию от лишнего мусора. Единственной уловкой для выхода из подполья на трек мог стать лишь внезапный дождь.

Спектакль в двух действиях (1950 — 1995)

Самый продолжительный формат задержался в «Ф-1» на 46 сезонов. Тогда практически не было изменений, лишь некоторые корректировки. Например, в 1977-м была введена предквалификация. Участников в чемпионате в некоторые годы было настолько много, что пришлось создавать отдельную сессию для отсеивания самых медленных перед основным действом. Она продержалась вплоть до 1992-го, когда была убрана из-за ненадобности.

От простоты до абсурда. Как менялся формат квалификации в «Формуле-1»

Фото: © Pascal Rondeau / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Сама же квалификация все это время придерживалась одной схемы. Проводилось две сессии: одна — в пятницу, вторая — в субботу. Непривычно, но тогда не было ограничений ни на топливо, ни на резину, а в зачет шел лучший результат из обоих дней. С 1993 года в «Формуле-1» ввели лимит — в каждом квалификационном заезде гонщик мог проехать максимум по 12 кругов. Недостатком двухдневного формата была, как и годами позже, проблема с погодой. Если в пятницу было сухо, а в субботу шел дождь, то второй этап отбора был совершенно бесполезным. 

Источник

Добавить комментарий